Марка на розлив: в Татарстане рассчитывают вывести из тени 70% рынка пива

В республике в рамках эксперимента начнут маркировать кеги разливного пива в целях борьбы с серым рынком. Российские пивовары обратились в ФАС, попросив оценить законность этих действий

С апреля 2020 года в Татарстане разливное пиво и пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху будут продавать только из маркированных емкостей (кег). Соответствующее постановление подписал премьер-министр республики Алексей Песошин.

Как сообщала пресс-служба Госалкогольинспекции РТ, проект носит экспериментальный характер и направлен на наведение порядка в пивной отрасли и минимизацию продаж нелегальной пивной продукции.

Участниками пилотного проекта станут российские компании, чье производство расположено на территории России. «Маркироваться в течение года будет все разливное пиво в кегах, в том числе крафт, по принципу маркировки крепкого алкоголя», — сказали в пресс-службе.

Схема пилотного проекта соответствует действующему порядку маркировки федеральными марками крепкой алкогольной продукции, подчеркнул замруководителя Госалкогольинспекции РТ Рустем Арсланов.

Пивоваренное уравнение

Технический директор АО «Татспиртпром» Фарит Шагиахметов в беседе с РБК Татарстан отметил, что нововведение полезно для легитимного рынка. «Сегодня сильным конкурентом является серый рынок, с которым невозможно бороться. Они не платят акциз, а, следовательно, несут меньше расходов и снижают цены. Эта инициатива поставит всех в равные условия», — сказал Шагиахметов.

На сегодня, по его словам, до 70% всего пива на рынке является безакцизным. Он подчеркнул, что большая его часть – это пиво в кегах. «Фасованное пиво выпускают, в основном, крупные производители. А кеги используют и малые предприятия, и средние, которые, в том числе, балуются и безакцизным пивом», — сказал Шагиахметов.

По мнению топ-менеджера, затраты на нововведения будут несоизмеримы с теми потерями, которые легальные производители несут сейчас. По его словам, крупным предприятиям необходимые для эксперимента программы обойдутся в сумму до 1 млн рублей. «Для дистрибьюторов, оптовых складов затраты составят до 100 тыс. рублей. В рознице у многих уже есть все необходимое. Только в случае открытия новой точки понадобится до 60 тыс. рублей. Это все приемлемые цифры», — сказал Шагиахметов

Он подчеркнул, что на стоимости пива для конечного потребителя работа не отразится. «Сама марка, которая ставится на кеги, стоит 48 копеек. Конечный потребитель этого даже не ощутит. Но при этом рынок обелится», — сказал Шагиахметов.

По его словам, порядка 100 производителей заявили о готовности участвовать в эксперименте.

По данным Госалкогольинспекции РТ, в республике в 2019 году количество установленных случаев реализации алкогольной продукции без лицензии уменьшилось в 1,4 раза (52 – в 2019 году, 75 – в 2018 году).

Число фактов реализации немаркированной алкогольной продукции или маркированной с нарушением установленных требований снизилось в 2 раза (60 инцидентов – в 2019 году, 118 – в 2018 году).

Количество выявленных нарушений в сфере декларирования алкогольной продукции увеличилось на 43% (794 – в 2019 году, 555 фактов – в 2018 году). Нарушений установленного порядка учета алкогольной продукции (ЕГАИС) выявили больше в 1,8 раза (724 случая – в 2019 году, 406 – в 2018 году).

Председатель пивной ассоциации РТ Ринат Акчурин согласился, что маркировка будет полезна для республиканского бюджета, производителей и дистрибьюторов. «Это новый шаг в борьбе с серым рынком. Маркировка нужна, чтобы ограничить продажу нелегального пива, производители которого не платят налоги. Поэтому они могут демпинговать рынок, что идет во вред честным производителям и продавцам», — сказал Акчурин.

По его мнению, все легальные производители продолжат работу. «Исчезнет и не сможет работать в этой системе тот, кому трудно будет перейти с нелегального пива на честный товар. Возможно, они уйдут с рынка», — сказал Акчурин.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз напомнил, что вопрос маркировки пива обсуждается уже несколько лет. «Сегодня никто не знает, что делать с пивом. Теоретически маркировать бутылки пива можно, но большой объем, около 15%, приходится на разливное пиво. Поэтому маркировать кеги – хорошая идея. Ничего страшного для пивоваров в этом нет. Думаю, все производители, которые представлены в РТ, подключаться», — сказал Дробиз.

В июне 2018 года появлялась информация, что минфин России собирается ужесточить контроль за оборотом пива, пивных напитков, сидра и медовухи из-за выявленных контролирующими органами многочисленных нарушений. Ведомство предлагало ввести с 1 января 2019 года обязательную маркировку вышеперечисленной продукции по аналогии с крепким алкоголем и вином, а также создать реестр производителей.

Жалоба в ФАС

Однако Ассоциация крафтовых пивоварен Craft Depot обратилась в ФАС с просьбой дать правовую оценку эксперимента по маркировке кег и допуске на рынок только маркированного разливного пива. В беседе с РБК Татарстан юридический консультант организации Алексей Сосюрка обратил внимание, что производство и оборот пива не является лицензируемым видом деятельности, а маркировка пивоваренной продукции не предусмотрена законодательством.

«Таким образом, в отдельном субъекте РФ административным способом, а не на федеральном законодательном уровне, вводится дополнительное ограничение на оборот определенного вида алкогольной продукции. У участников алкогольного рынка нет понимания относительно оснований введения подобных ограничений и ответственности за их несоблюдение, а также касательно лиц, уполномоченных на администрирование данного эксперимента», — сказала Сосюрка.

Он отметил, что производители, которые не пожелают участвовать в эксперименте и в «добровольно-принудительном» порядке не предоставят сведения в обмен на марки для маркировки кег и включение в реестр, рискуют быть недопущенными на рынок Татарстана.

«Однако не совсем понятно, как и кем будет ограничиваться допуск, неясен механизм действия этих ограничений и последствия их несоблюдения. Надеемся на четкую позицию контролирующих органов касательно этого нововведения», — сказал спикер.

По его словам, установленный законодательством срок на получение ответа от ФАС еще не прошел. РБК Татарстан также направил запрос в ФАС РФ.

Производство пива в Татарстане в 2019 году увеличилось на 15% и составило 44,3 млн дал. Самый высокий прирост показал пивоваренный завод «Белый Кремль». В 2019 году здесь было произведено 7,5 млн дал. В 2018 году (с августа по декабрь) завод произвел 0,9 млн дал.

Лидером по производству остается филиал АО «АБ ИнБев ЭФЕС», где в 2019 году произведено 32,8 млн дал. Это на 2% выше прошлогодних показателей. Отмечается, что ОАО «Булгарпиво» второй год подряд демонстрирует падение производства. В 2019 году компания произвела 4 млн. дал, уменьшив показатель на 27%.

Автор: Оксана Сотник

https://rt.rbc.ru/tatarstan/28/02/2020/5e576ec79a79478a65ca7c88

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *