«Дискриминация: для невакцинированных студентов оплата по договору — 40 тысяч рублей!»
Родители пишут в прокуратуру, а в самой ОЭЗ разводят руками — возраст не помеха для прививки
«С первого курса студенты получают у нас зарплату в размере МРОТ — они не в бедствующем положении, чтобы не иметь возможности оплатить себе альтернативное проживание, например в Елабуге», — объясняет руководитель образовательного кластера ОЭЗ «Алабуга» Эльвира Фомина, почему особая зона в своем хостеле установила тарифы в 500 рублей в месяц для привитых студентов и в 40 тыс. — для непривитых. Родители считают такие методы недопустимыми и указывают на дефицит детских вакцин — на всю Елабугу завезли 100 штук. О том, почему для «Алабуги» так важна вакцинация и на какие меры идут другие регионы, чтобы стимулировать подростков прививаться и разобщаться, — в материале «БИЗНЕС Online».
Колледж «Алабуга Политех» привлек сегодня к себе внимание неожиданной аргументацией в пользу вакцинации.
Колледж «Алабуга Политех» привлек сегодня к себе внимание федеральных СМИ неожиданной акцией в пользу вакцинации: волевым решением особой экономической зоны для непривитых студентов стоимость проживания в хостеле рядом с местом учебы вырастет с символических 500 рублей в месяц до 40 тысяч. Тревогу забили возмущенные родители, которые заявили, что им обещали бесплатное общежитие, а оно превратилось в «оказание гостиничных услуг». К тому же летом они и представить себе не могли, что вакцинация будет распространяться на подростков.
«1 февраля поздно вечером руководитель начала рассылать сообщения ребятам о том, что 4 февраля у них состоится поездка на вакцинацию. Мой сын не поехал. Медотвод мы не оформляли — по закону, у нас в стране нет принудительной вакцинации. Дети несовершеннолетние, без согласия родителей прививаться недопустимо. А я бы не стала вакцинировать ребенка в любом случае. Вакцина экспериментальная. До 2023 года проводится эксперимент по подбору дозы и оценке побочных эффектов. Я категорически не стала бы давать согласия на участие моего ребенка в опытах», — негодует Оксана Калимуллина, мать одного из студентов «Алабуга-Политех» из Набережных Челнов.
Теперь она рассматривает для сына вариант аренды жилья в Елабуге и поездки на площадки ОЭЗ, которые находятся в 10 км от города, на автобусе. Именно там учатся и одновременно проходят оплачиваемую практику студенты колледжа «Алабуга Политех». Впрочем, слово «колледж» в названии — чистая формальность: это не образовательное учреждение, а целевая образовательная программа ускоренной практической подготовки, разработанная особой экономической зоной «Алабуга» для студентов настоящего елабужского политехнического колледжа. По трехстороннему договору (между ОЭЗ, колледжем и студентами), пройти «Алабугу Политех» обязаны первокурсники целого ряда направлений: промышленная робототехника, промышленная автоматика, электромонтаж, лабораторно-химический анализ, информационные сети. Из плюсов — студенты обучаются практикоориентированным навыкам, к концу учебы получают сертификат по стандарту WorldSkills и трехлетний стаж работы за счет трудоустройства в ОЭЗ. Так как речь идет о несовершеннолетних, работают они вначале два дня в неделю в формате практики, при этом получают зарплату в размере МРОТ. Минусы: относятся к ним не как к детям, а как к работникам (отсюда и хостел вместо общежития) и требование незамедлительно сделать прививку, соответствующее философии компании.
«Дело даже не в том, что мы отказываемся прививаться. Вопрос в законности, принуждении и введении в заблуждение»Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»
«Дело даже не в том, что мы отказываемся прививаться. Вопрос в законности, принуждении и введении в заблуждение. Получается, это обман изначально. Родители привезли детей с Крайнего Севера. Как 16-летний подросток должен на расстоянии решать — прививаться ему или нет? Теперь получается дискриминация: для невакцинированных студентов оплата по договору — 40 тыс. рублей. В договоре на образовательные услуги такие обязательства не прописаны. У них публичная оферта в открытом доступе на сайте — везде фигурирует бесплатное общежитие. Всем советовали жить на территории ОЭЗ, даже проживающим в Елабуге», — возмущается Калимуллина. Она рассказывает, что договор на проживание администрация ОЭЗ изменила в одностороннем порядке, прописав там льготные условия для работников.
«У нас есть чат на 75 родителей. Заявления в прокуратуру отправил каждый самостоятельно через интернет-приемную, по шаблону заявления, который нам предоставил юрист. Писали и в аппарат президента, и в прокуратуру, и уполномоченному по правам детей. В заявлении мы ссылаемся на статью закона „О персональных данных“, согласно которому медотвод является медицинской тайной. Также упоминаются статьи закона „О социальных гарантиях“ — что им должны предоставить общежития. Еще писали в минобрнауки, чтобы они проверили информацию на сайте на корректность предоставленной информации», — заключила Калимуллина.
Старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев сообщил «БИЗНЕС Online», что в прокуратуру Елабуги поступила одна жалоба от одного лица, по ней проводится проверка. По предварительным данным, хостел принадлежит не образовательной организации, а ОЭЗ. «По существу доводов, указанных в обращении, отобрано объяснение от руководителя службы администрирования образовательного кластера АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга». Проверка продолжается», — сообщил он.
По трехстороннему договору (между ОЭЗ, колледжем и студентами), пройти «Алабугу Политех» обязаны первокурсники целого ряда направлений.
«Те, кто не желает прививаться, могут найти себе более дешевое жилье в Елабуге»
Руководитель образовательного кластера ОЭЗ «Алабуга» Эльвира Фомина рассказала нашему изданию, что хостел, о котором идет речь, действительно находится в собственности коммерческой организации — АО «ОЭЗ „Алабуга“». «Изначально тарифная стоимость проживания в хостеле составляла 1,5 тысячи рублей в сутки или 40 тысяч в месяц. В тарифе было предусмотрено, что для вакцинированных студентов предоставляется скидка и стоимость проживания составляет 500 рублей в месяц. В начале учебного года эта оговорка касалась только совершеннолетних, потому что для подростков вакцины не было, — объяснила она. — Хостел — это место общего пользования. Для того, чтобы минимизировать риски заражения коронавирусом, собственником было принято решение, что для проживания в нем нужно вакцинироваться всем. Студенты при этом не ограничивались в правах доступа к образовательным программам и в праве выбора места проживания. У нас есть транспортное сообщение с Елабугой — часть студентов проживает там».
По словам Фоминой, ОЭЗ не ограничивает никого в праве выбора, поскольку те, кто не желает прививаться, могут найти себе более дешевое жилье в Елабуге, например. «Для тех студентов, кто имеет противопоказания к вакцинации, по медотводу предусмотрено проживание по старой стоимости — в 500 рублей. Это нельзя назвать шантажом — у всех есть альтернатива. Хостел не общежитие, которое образовательное учреждение обязано предоставлять иногородним студентам», — подчеркнула она. По подсчетам Фоминой, в Елабуге можно снять однокомнатную квартиру за 12 тыс. рублей в месяц и жить в ней спокойно и доступно нескольким студентам.
А на претензии родителей о том, что везде написано о «бесплатном общежитии» (на момент публикации такая пометка есть и на сайте «Алабуга Политех»), Фомина отвечает, что, когда в сентябре они приехали, им проговорили, что стоимость проживания в хостеле будет условной — в 500 рублей и никто не возмущался, «не развернулся, не ушел, не сказал: „Вы обещали бесплатно!“» К тому же в мае – августе, когда проводилась рекламная кампания, заверила она, в ОЭЗ и представить не могли, что вакцинация распространится на подростков.
Сейчас «Алабуга» строит новое крупное здание под корпоративное жилье — тоже по принципу хостела. В нем будут действовать такие же правила для сотрудников и студентов, «поскольку они тоже являются сотрудниками компании с первого курса». В будущем Фомина не исключает, что допуск к рабочему месту сотрудников тоже будет происходить при условии вакцинации без ограничений по возрасту. «Студенты интегрированы в бригады, департаменты и являются полноценными сотрудниками. Законодательно может подчеркнуться необходимость вакцинации, — объясняет она. — К тому же это корпоративная политика: у нас в компании все сотрудники привиты».
Всего из 270 студентов привились порядка 77–78, а настроены решительно против, по оценкам руководителя образовательного кластера ОЭЗ, всего 2–3 человекаФото: «БИЗНЕС Online»
«Мне кажется, такую плату установили из-за того, что многие болеют»
Но и без родителей-антипрививочников быстро провакцинировать всех в «Алабуге» не получится. Фомина сетует, что первая партия вакцины для детей пришла в очень ограниченном количестве — всего было 100 доз на Елабугу, поэтому надо было быстро формировать списки. «Студентам я 1 февраля рассылала сообщения, затем отправила сообщение в родительский чат: для вакцинации нужно согласие родителей, — рассказывает Фомина. — Вакцинация организована в медицинском учреждении под наблюдением врача. Педиатр работает ежедневно, проводит обследование, подтверждает заболевания, назначает лечение, прописывает медотвод».
Всего из 270 студентов привились порядка 77–78, а настроены решительно против, по оценкам руководителя образовательного кластера ОЭЗ, всего 2–3 человека. «Студенты пишут каждый день, можно ли их включить в следующий поток вакцинации. У меня нет ощущения, что студенты плачут и жалуются, что у нас вот такая оперативная работа проводится по вакцинации, — говорит Фомина. — Некоторые родители хотят перед вакцинацией увезти детей домой на обследование и там привиться по месту проживания — мы этому не препятствуем. Вопрос только в том, что не во всех городах есть эти вакцины, а там, где есть, они уже расписаны».
Ее слова заочно подтверждают и сами студенты. Так, один из учащихся «Алабуга-Политеха» заявил нашему изданию, что он только за вакцинацию и большинство его одногруппников сами хотят прививаться. «В моей группе только один человек против, но он не живет в хостеле. Есть 2–3, кто живет у себя дома, в Елабуге, приезжают на автобусе, но они тоже сделали прививку, — рассказывает он. — Нам сказали: „Кто хочет вакцинироваться — напишите, в первом потоке или во втором. Если во втором — у вас должен быть медотвод. Если отказываетесь, то не подписываете следующий договор“. Договор ежемесячный. Если ты отказываешься вакцинироваться и не хочешь платить 40 тысяч рублей, ты же можешь жить в городе, квартиру снять. Мне кажется, такую плату установили из-за того, что многие болеют, а хостел — это место массового проживания».
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки РТ Юрий Прохоров сообщил, что не слышал о конфликтах в колледжах на почве вакцинации, но добавил, что елабужский колледж не находится в ведении его организации. «[По вакцинации несовершеннолетних] пока нет, не поступало [жалоб]. Поэтому ничего развернутого тут не могу сказать», — сказал собеседник издания.
В стране во многих регионах вводятся локальные меры, направленные в принципе на разобщение детей.
«Детские локдауны» шагают по стране
Во многих регионах вводятся локальные меры, направленные на разобщение детей. В Татарстане и Мордовии, например, все вылилось в ограничения на посещение ТЦ несовершеннолетними без сопровождения взрослых (а глава республики Артем Здунов запретил еще детям и подросткам без родителей посещать фитнес-центры, учреждения культуры и общепита), но есть и более радикальные решения. Глава Чувашии Олег Николаев разрешил отправлять школы на «дистант». В Пермском крае до 9 февраля переведены на «удаленку» школы, вузы и закрыты катки.
Вводятся и дополнительные ограничения. Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров на этой неделе запретил детские спортивные соревнования и закрыл для детей, подростков театры, кинозалы, цирк и другие учреждения культуры до 15 февраля. Власти Нижегородской области запретили танцевальные вечеринки, караоке, а детям и подросткам до 16 лет теперь нельзя посещать торговые центры без взрослых. «Детский локдаун» объявлен и в Оренбуржье. Школы областного центра на «дистанте» с 28 января, а детям и подросткам до 8 февраля запрещено посещать торговые центры, ходить в кино, на концерты и танцы, в зоопарк, бассейн. Мэрия Оренбурга пошла дальше и попросила горожан не гулять с детьми в общественных местах.
С учетом того, что ковидом болеют уже больше 500 детей только в Татарстане, а общая заболеваемость продолжает расти вверх, не исключено, что список будет в ближайшие недели все пополняться и расширяться. К тому же подозрения, что дети являются серьезным разносчиком инфекции, до конца не развеяны, хоть Роспотребнадзор и отменяет карантин для контактировавших с ковидом. Станет ли пример «Алабуги Политеха» в условиях неопределенности ориентиром для многих, покажет время.