В Астане президент РФ «продал» Эрдогану газовый хаб, а Батька призвал азиатов управлять миром
«В нашей политике акцент в сторону Азии существует давно, но нас там не ждут. Товарооборот растет, но Китай не горит желанием помочь с санкциями. На самом деле азиатам в качестве партнера, рынка сбыта и источника инвестиций намного важнее Запад, нежели Россия», — говорит эксперт «БИЗНЕС Online», комментируя выступление президента РФ Владимира Путина на форуме в Астане. В Казахстане сегодня стартовал саммит совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Российский лидер призвал коллег строить новую финансовую систему и просил убрать санкции ради спасения бедных стран, а президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призывал Москву и Киев сесть за стол переговоров. О том, что саммит означает для России и будет ли «выхлоп», — в материале «БИЗНЕС Online».
Мир становится многополярным, а ключевую роль в этом играет Азия, где крепнут новые центры силы, заявил в своем выступлении на саммите Владимир Путин
Путин: мир становится многополярным, ключевую роль в этом играет Азия
Азия становится новым центром силы, и странам региона надо смелее брать в свои руки бразды правления миром. Под таким соусом открылся в четверг в Астане саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). К форуму, который проводится с 1992 года и отмечает свое 30-летие, пожалуй, впервые приковано столь пристальное внимание. Организация, идейным вдохновителем которой являлся бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, задумывалась для обеспечения мира и безопасности в Азии, но уже вышла за рамки этой тематики. Теперь знамя несет нынешний лидер Казахстана Касым-Жомарт Токаев, причем, судя по всему, взялся за дело всерьез. В Астану съехались около 50 делегаций, город частично перекрыли, в аэропорту выставили бронированные машины, а школьников перевели на «дистант».
Мир становится многополярным, а ключевую роль в этом играет Азия, где крепнут новые центры силы, заявил в своем выступлении на саммите Владимир Путин. «Страны Азиатского региона являются локомотивом мирового экономического роста. <…> Во всех этих процессах активно участвует и Россия. Мы выступаем за развитие и процветание Азии и создание в этих целях широкого открытого пространства взаимовыгодного торгового и инвестиционного сотрудничества, за расширение и углубление кооперационных связей в различных отраслях экономики», — сказал президент России. Он напомнил, что «именно Россия» стояла у истоков создания организации. Членам Совещания, по словам Путина, «приходится» решать многие острые проблемы, в том числе справляться с возросшей волатильностью цен на энергоносители, продовольствие, удобрения, сырье и другие значимые товары. Возникает реальная угроза голода и масштабных социальных потрясений, особенно в беднейших странах, предупредил российский лидер. Виноват, понятное дело, Запад, но президент России проговаривать очевидные для него вещи не стал.
Для решения проблем продбезопасности Путин предложил более активно использовать во взаимных расчетах национальную валюту
Для решения проблем продбезопасности надо убрать «все искусственные, нелегитимные барьеры» — проще говоря, санкции. Более того, по мнению Путина, нужно запустить пересмотр принципов работы мировой финансовой системы. В нынешнем виде она позволяет «золотому миллиарду» замкнуть на себя все потоки капитала и технологий, причем за чужой счет. Здесь Путин даже подсказал коллегам первоочередной шаг — более активно использовать во взаимных расчетах национальную валюту.
В своем выступлении президент совсем не касался украинской темы, но много внимания уделил Афганистану. «Мы настоятельно призываем компенсировать нанесенный афганцам за годы оккупации ущерб и разморозить незаконно заблокированные афганские средства», — потребовал Путин. По его словам, для решения вопросы с терроризмом надо задействовать возможности ШОС.
Лукашенко: «Надо смелее брать бразды правления миром в руки и управлять»
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), ШОС и нынешний форум способны создать основу для дальнейшего развития евразийского пространства, уверял коллег президент Беларуси Александр Лукашенко. СВМДА может стать «хорошим примером взаимодействия для европейского региона, где система сдержек и противовесов, созданная в 90-е годы прошлого века, трещит по швам и разваливается», отметил белорусский лидер. Конкретнее и откровеннее Лукашенко высказался чуть позже на очной встрече с Токаевым. «Я действительно искренне не просто ощущаю — я считаю, как сегодня сказал, настает время Азии. Азия, Восток — люди очень аккуратные, осторожные, выверенные. Это поведение Азии не должно стать причиной тому, что Азия упустит этот момент. Все сейчас ищут, на кого бы опереться. <…> Потому надо смелее брать бразды правления миром в руки и управлять», — сказал Лукашенко.
Отметим, что политик не впервые призывает азиатские страны «не упустить момент» — похожий тезис недавно звучал от него на саммите ШОС. Существующие в Азии организации не в полной мере используют свой потенциал для предотвращения возникновения конфликтных ситуаций в регионе, отметил президент Киргизии Садыр Жапаров и призвал обратить внимание не только на борьбу с терроризмом и экстремизмом, но и с транснациональной преступностью. По словам Эрдогана, мир переживает период, когда баланс сил изменился. «Глобальная архитектура безопасности должна формироваться на основе более справедливого понимания», — указал президент Турции. Анкара выступает за урегулирование конфликта на Украине дипломатическим путем и намерена продолжить усилия для достижения перемирия между сторонами, указал Эрдоган.
Лидеры России и Турции обсудили проект по созданию в Турции крупнейшего газового хаба для Европы. Эту идею Путин впервые высказал накануне в Москве, а сегодня, вероятно, презентовал ее Эрдогану/
Все страны испытывают последствия боевых действий на Украине «в региональном и глобальном масштабе», отметил президент Турции. Турецкий лидер вновь указал на «ощутимые достижения» его страны в ликвидации этих последствий, в частности, на заключение продуктовой сделки, позволившей вывозить застрявшее на Украине зерно из портов страны. Накануне в Кремле ожидали, что турецкий лидер изложит предложения о форматах возможных переговоров Москвы с Западом, которые пока только звучат в прессе. «Можно ожидать, что Эрдоган в какой-то степени уже официально изложит те соображения, которые сейчас множатся в средствах массовой информации, потому что там упоминаются различные форматы, в том числе России, США, ведущих стран Западной Европы», — говорил помощник президента РФ Юрий Ушаков. Тем не менее в публичной части форума никаких идей от турецкого лидера не было. Позже в Кремле пояснили, что Путин и Эрдоган не обсуждали украинское урегулирование. Не прозвучало на саммите и решения проблемы с картами «Мир», хотя президент Турции лично занимается данным вопросом.
При этом лидеры обсудили проект по созданию в Турции крупнейшего газового хаба для Европы. Идею президент России впервые высказал накануне в Москве, а сегодня, вероятно, презентовал ее коллеге. «Турция оказалась самым надежным маршрутом сегодня для поставок энергии в Европу. Благодаря вашей твердой позиции, господин президент, по строительству этих газотранспортных систем и „Турецкого потока“. Хотя и его, как вы слышали, наверное, тоже, пытались взорвать на территории Российской Федерации. Ну, слава богу, этого не случилось, и он успешно работает», — сказал Путин. По задумке российского лидера, газовый хаб в Турции может стать площадкой для определения цены на газ, которая исключит политизацию этого вопроса. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, Эрдоган оценил идею с газовым хабом позитивно, она будет прорабатываться. Турецкая биржевая инфраструктура уже отчиталась, что готова к созданию крупного газового хаба.
У Путина также состоялись встречи с эмиром Катара и президентом Палестины. Последний попросил о регулярных поставках пшеницы. Помимо мероприятий по линии СВМДА, в Астане 14 октября пройдет встреча в формате «Россия – Центральная Азия». Подобный саммит состоится впервые, он проводится в год 30-летия установления дипломатических отношений России со всеми пятью центральноазиатскими государствами (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан). В этот же день столица Казахстана примет заседание совета глав государств СНГ.
«В Азии не готовы заниматься благотворительностью и таскать камни из огня для чужого дяди. На сегодняшний день очевидно, что никто никаких санкций отменять не будет и страны Азии вряд ли помогут России в обходе этих санкций. Они с удовольствием будут покупать российские энергоносители с большой скидкой, но на помощь я бы не рассчитывал»Фото: kremlin.ru
«Можно сказать, что в Астане сейчас еще один кирпичик вкладывается в выстраивание нового здания, которое будет создаваться после крушения однополярного мира»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить роль России на нынешнем саммите и порассуждать, способна ли Азия взять бразды правления миром в свои руки.
Константин Калачев — руководитель Политической экспертной группы:
— Все прекрасно понимают, в какую ситуацию попал Владимир Путин. В Азии не готовы заниматься благотворительностью и таскать камни из огня для чужого дяди. На сегодняшний день очевидно, что никто никаких санкций отменять не будет и страны Азии вряд ли помогут России в обходе этих санкций. Своя рубашка ближе к телу. Они с удовольствием будут покупать российские энергоносители с большой скидкой, но на помощь я бы не рассчитывал.
В нашей политике акцент в сторону Азии существует давно, но нас там не ждут. Товарооборот растет, но Китай не горит желанием помочь с [решением вопроса с] санкциями. КНР исходит из того, что Россия в результате конфликта ослабнет — это вполне в интересах Пекина. Путин ждет реакции, но она будет сдержанной. Все понимают причинно-следственные связи. Китай хотел бы поднять роль юаня в международных расчетах и кивает головой, но есть риторика и есть реальные дела. Попытки играть в ту игру, в которую Лукашенко играет с Россией, чтобы получить преференции, не прокатят. В Азии живут прагматики, они сами умеют льстить.
На самом деле странам Азии в качестве партнера, рынка сбыта и источника инвестиций намного важнее Запад, нежели Россия. Призывы к созданию новой международной финансовой системы разбиваются о реалии. Можно порассуждать, покивать головой. Так уже было с картой «Мир» в Турции: все ликовали, что там можно расплачиваться картой «Мир», а потом Анкара предложила свою собственную платежную систему. Не вижу никаких поводов для оптимизма — это дежурные фразы и выступления. Мир может стать двуполярным, и тогда мы станем младшим союзником Китая. А на роль мирового демиурга, создателя новой международной финансовой системы мы пока не годимся.
Что касается заявления [Путина] по Афганистану, я в шоке. Если компенсировать каждой афганской семье, потерявшей кого-то в годы интернациональной миссии СССР (а Россия — правопреемник Советского Союза), мы никогда не расплатимся. Там не менее 500 тысяч убитых! Мы, конечно, потребуем компенсацию у США, но общественность также вспомнит, что начало этому положил СССР.
Заявления Лукашенко вряд ли произвели впечатление на Китай. Пекин, может быть, и поможет Минску, но только в рамках того, чтобы не обидеть и не понести убытки. Внешняя политика Китая не предполагает сфер влияния, они об этом прямо заявляют. Они занимаются внутренним развитием, внешняя политика обслуживает внутреннюю. Эрдоган сказал вещи не самые приятные для России. Он говорит, что нужно остановить кровопролитие, достигать мира с помощью дипломатии. Но он не признает результатов референдумов, и пока непонятно, а в чем его помощь. И на каких условиях? Если исходить из того, что Украина должна вернуться в границы 1991 года — простите, а как?
Андрей Грозин — руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ:
— С одной стороны, у нас сейчас неприятный фон в виде решения Генеральной ассамблеи ООН. С другой — все же прекрасно понимают, что все эти решения полумертвой Организации Объединенных Наций носят во многом символический характер. От того, как проголосует Тувалу, или Раротонга, или Того, мало что изменится.
Другое дело, что СВМДА долгое время была, что называется, организацией малоинтересной даже для самих стран Евразийского континента. А сейчас мы видим, хотя бы даже по составу делегаций, которые приехали в Астану, что интерес к этой структуре есть. И интерес носит не протокольный характер, а вполне себе, что называется, практический. То, что президент России при всей его занятости, при всех сложностях, которые есть у нашей страны, нашел в своем календаре время для того, чтобы приехать туда, — это самое наглядное свидетельство того, что как минимум для России, для одного из центров силы Евразии, данного рода структура начинает сейчас представлять практический интерес. Приехали Эрдоган, очень представительные делегации и Индии, и Китая, и других крупных влиятельных государств Евразии.
В суете сиюминутных событий в Восточной Европе, на энергетических рынках, на военно-политических площадках мы не можем полностью оценивать то, насколько меняется геополитическая картина Евразии. Но она меняется. И саммит ШОС, и сегодняшнее мероприятие в Астане — это маленькие и большие ступеньки к тому, чтобы выстроить мир на новых правилах, на новых порядках, на новых взаимоотношениях, при которых влияние затухающего гегемона будет сведено к минимуму. Можно сказать, что в Астане сейчас еще один кирпичик вкладывается в выстраивание нового здания, которое будет создаваться после крушения однополярного мира.
Борис Межуев — главный редактор сайта «АПН.ру», профессор Института философии РАН, политолог, соредактор портала Terra America:
— Чтобы быть лидером азиатского рынка, нужно, чтобы этот регион еще возник. Он пока существует только как некая полярность — много центров и разных лидеров. Но то, что Россия ищет себя в том пространстве, которое свободно от доминирования Запада, — это очевидно. Азиатский регион, в общем-то, выходит из-под контроля [Запада] все больше и больше, однако это не значит, что он остается дружественным России. Мы знаем, что [у нас] сложности с Казахстаном.
Возникает многополярный азиатский мир, который более комфортен, понятен и удобен нашей стране. Сможет ли он быть вторым миром по отношению к Западу, сказать сложно. Запад научился устанавливать свои правила игры, а кто здесь их будет устанавливать, пока непонятно. Азия — наше будущее на ближайшие 50 лет. Мы будем азиатской державой все больше и больше. Это будет для нас определенная проблема, связанная с нашей культурной идентичностью. Но я не думаю, что мы станем лидерами Азии. Будет некоторое соперничество азиатских держав.
Также не думаю, что лидером окажется Китай. Он уйдет в какую-то геоэкономическую оборону, и мы видим, как он сдулся из почти что лидера альтернативному Западу, резко снизил свои амбиции (понял, что не стоит рисковать). Думаю, очень большое значение будет иметь Турция. Она активна, имеет тыл в лице членства НАТО, президент участвует в миротворческом процессе (можно назвать миротворцем номер один, и это важно в данном контексте), и у нее больше возможностей утвердить свое понимание приоритетов. Вторым лидером будет Саудовская Аравия. Не надо сбрасывать и Индию. То есть это будет очень мощный полимир. Россия, конечно, попыталась стать лидером Незапада, рванулась в уклонение с Западом, испытала много проблем. Все станут учиться на наших ошибках, у нас будет определенная репутация такого передового бойца. Но я не думаю, что другие государства последуют нашему примеру. Скорее будут стремиться, обходя прямой конфликт с Западом, выстраивать собственный цивилизационный мир.
А Беларусь более европейская страна, чем Россия. Для нее и для ее жителей чувствовать себя Азией еще больше психологически тяжело, чем России. Потому Лукашенко нужно сказать, что азиатский мир — это большее, чем Европа.