Как казанцы в страхе от мобилизации бросали свой бизнес и квартиры

Как казанцы в страхе от мобилизации бросали свой бизнес и квартиры

«На границе меня спросили: «Когда приобрел тур?» Я соврал, сказал, что за неделю до объявления мобилизации. Даже сидя в самолете не удавалось успокоиться. Некоторых снимали с рейса, проверяли их данные повторно. Обстановка в самолете была очень нервной, я постоянно проверял новости», — вспоминают эмигранты-татарстанцы о том, как бежали из страны на волне всеобщей паники от частичной мобилизации. Сейчас они признаются: оказались словно под гипнозом, а большинство опасений были фейковыми. О том, как татарстанцы бросали бизнес, квартиры в центре Казани, летели в Турцию и гнали в Казахстан на Porsche, — в рассказах для «БИЗНЕС Online».

«Мне хватило трех часов, чтобы решиться на временный переезд. Я обзвонил друзей, знакомых, большинство поддержали мою идею. Мы собрали компанию из пяти человек, собрали вещи и выехали на двух машинах 22 сентября»

«Некоторые до сих пор не могут найти, где остановиться, мотаются по разным квартирам»

Артур, 25 лет, переехал в Казахстан:

— Раньше мыслей о переезде не появлялось. Я много путешествовал, но уезжать навсегда из России никогда не хотел. Тут, честно, просто стало страшно, так как я в запасе. Больше паники, конечно, создавала ложная, как оказалось, информация.

Мне хватило трех часов, чтобы решиться на временный переезд. Я обзвонил друзей, знакомых, большинство поддержали мою идею. Мы собрали компанию из пяти человек, собрали вещи и выехали на двух машинах 22 сентября. Складывался я в спешке, поэтому взял самое необходимое: оба паспорта (российский и «загранник» — прим. ред.), права, ноутбук, наушники. Из одежды захватил буквально пару брюк, три футболки и теплую кофту.

Я живу в квартире в центре города, просто закрыл ее и уехал, никого не попросил присмотреть. Ну, если что, у родителей есть ключи, в любое время приехать могут. Родственники, кстати, положительно отреагировали на мое решение, никакой негативной реакции не возникло.

Работодателя у меня нет, так как владею собственным бизнесом в сфере услуг. Повезло, что могу в нынешних обстоятельствах работать онлайн. Сотрудники первое время сильно паниковали, я старался, как мог, их поддержать. Сейчас вроде бы стало спокойнее. С друзьями такая же история: все ждали повестки, думали уезжать. Но пока никому не прислали.

Мы с близкими друзьями решили поехать в Казахстан, потому что до Турции на машине ехать далеко, а на границе с Грузией к тому моменту уже была огромная пробка. Авиабилеты стоили нереальных денег, я видел ценник в миллион рублей.

Сначала в машине разговаривали с ребятами, обсуждали сложившуюся ситуацию. Пытались предположить, когда вернемся обратно. Никто уезжать [на самом деле] не хотел. Несмотря на бурную беседу во время поездки, чувствовалось, что внутри каждого из нас происходит паника.

На российской границе у нас не возникло проблем, прошли все совершенно спокойно. А вот в случае с границей Казахстана… На первом КПП, к которому мы подъехали, была пробка около 17 километров. Машины стояли в 5–6 рядов. Паника жуткая. Люди чуть ли не дрались друг с другом просто за то, чтобы проехать пару метров и стать на шаг ближе к пересечению границы.

Постояв там, мы поняли, что нужно уезжать на другой КПП. Там было спокойнее, все просто ждали своей очереди. Сидели в машинах, никто особо ни с кем не общался. Простояв там несколько часов, мы с ребятами решили пойти пешком. Двое остались в машине.

Пограничники задавали провокационные вопросы, сейчас уже плохо помню в точности. Пересчитывали наши деньги и интересовались, почему так много везем с собой. Но ярко запомнил одно — сильно нервничал, отвечая на них, страшновато было.

Пересечение границы составило около 6 часов. Не сильно устали, так как ехали на комфортном, мощном, новом Porsche. На дорогу мы потратили тысяч 20, наверное. Не останавливались ночевать, просто менялись, когда уставали за рулем. Перекусывали на заправках, брали кофе и воду с собой.

Мы остановились в Алма-Ате, так как у знакомых здесь частный дом. И это большая удача, потому что знакомые рассказывают, что снимают маленькие старые квартирки за бешеные суммы. Некоторые до сих пор не могут найти, где остановиться, мотаются по разным квартирам, пытаются снять хотя бы комнату. Чтобы примерно понять цены: познакомился в кафе с молодым казахом, он с трудом сдавал квартиру за 130 тысяч, а сейчас сдает за 350 тысяч. Слышал, что некоторые на вокзалах ночуют, на улицах.

У нас дом самый обычный, небольшой, но места всем хватает. До центра ехать примерно 40 минут. Сейчас занимаемся своими делами, работаем. К счастью, у каждого из нас есть возможность работать онлайн. Большинство друзей просто уволились с работы и на последние деньги приехали сюда.

Местные относятся в основном доброжелательно, приветливо. Но есть и русофобы, так скажем. Злятся, что мы приехали, грубят, ругаются.

Я планирую оставаться здесь, пока все не разрешится. Здесь вроде бы хорошо, спокойно, но уже очень хочется домой

«Мой путь был таким: сначала из Казани в Омск на поезде, потом из Омска до Астаны на машине. Это был самый дешевый вариант, но и самый долгий, конечно. 27 часов на поезде и 15 на машине»

«Сейчас подыскиваю себе квартиру — это безумно дорого. Есть ощущение, что будет еще дороже»

Адель, 19 лет, переехал в Казахстан:

— У меня мысли о переезде появлялись и раньше, но мне важно было максимально продумать это. Я хотел быть уверенным, что страна, в которую я перееду, подойдет мне. Я изучал рабочие, бизнес-визы других стран, но получение их занимало много времени. Мне казалось, что это вопрос нескольких лет и, пока я буду в Казани, буду готовиться к получению, но планы поменялись.

Я не служил, у меня астма. Но все равно не было ясно, что будет дальше. А вдруг станет хуже? Решил, лучше уеду. После того как объявили мобилизацию, я сразу задумался, куда можно было бы переехать. Вечером начали появляться новости от источников, которым доверяю, что со дня на день закроют границы (эти новости оказались фейком — прим. ред.). В этот момент я ехал на день рождения подруги, но мне пришлось развернуться домой и заняться поиском билетов.

Было не так много направлений, чтобы срочно уехать. Мне просто показалось, что Казахстан ближе всего. До этого я там никогда не был. Большинство моих знакомых сейчас в Грузии, но решил, что этот путь будет непонятным, сложным.

Билеты я купил в 6 вечера, а поезд был в 8 утра. Побежал в магазин, чтобы какие-то продукты купить в поезд и всю ночь до утра собирал вещи. Я записал видео для мамы, для друзей. Объяснял, что нужно в квартире забрать, что можно отдать, что можно продать. Квартиру я просто оставил. Я ее снимал, написал владельцу квартиры о сложившемся и просто рассчитывал на его понимание, так как он и сам, как началась спецоперация, покинул Россию. Мы договорились, что помогу ему найти нового арендатора.

Я взял одежду и всю технику. Взял все, что у меня было с татарским орнаментом. Подруга, посетившая Казахстан летом, рассказала, что там очень любят татар и, если всем видом постараюсь об этом заявить, мне будет комфортнее. Я взял все носки, все жилетки, свитшоты с татарскими узорами и даже захватил тюбетейку. Я зашел в первый попавшийся чат в «Телеграме» с эмигрирующими татарстанцами, нашел там гайд «Как добраться из Казани в Казахстан», изучил его и решил по нему ехать.

Мой путь был таким: сначала из Казани в Омск на поезде, потом из Омска до Астаны на машине. Это был самый дешевый вариант, но и самый долгий, конечно. 27 часов на поезде и 15 на машине. С покупкой билетов все было ужасно. Я и так это делал буквально в панике, но я постоянно обновлял страницу, и билеты заканчивались на глазах.

Билет на поезд стоил 4 тысячи, и 3 тысячи я потратил на такси. Сначала мне показалось, что на вокзале было много людей, я даже подумал: «Ого! Видимо, далеко не один еду». А в итоге так и не понял, кто еще ехал туда же, что и я. Были семьи, много взрослых мужчин. Они, наверное, вахтовым методом работают.

Сев в поезд, я не знал, на чем ехать в Казахстан. Я мониторил чат, туда скидывали номера таксистов, которые возят из Омска в Астану. Написал нескольким, выбрал самое выгодное предложение.

В Омске я сел к водителю, с которым заранее договорился, и мы просто ехали, пока не добрались до границы. Ближе к границе машины двигались медленно, всех постепенно осматривали. На границе мы зашли в помещение, было очень интересно, потому что до меня никому не задавали вопросов, просто ставили «штампики». А когда дошла очередь до меня, пограничник начал спрашивать о цели поездки. Я ответил — туризм, к друзьям. Он шутливо посоветовал мне приехать в Казахстан летом, потому что сейчас уже холодно. Спросил, сколько мне лет. Услышав, что 19, сразу подобрел и успокоился. Со мной в машине ехал парень значительно старше, и у него спросили категорию годности, но пропустили со словами: «Ты возвращайся потом».

Огромной очереди на КПП не было, с чем нам безумно повезло. На границе Казахстана было спокойно, отличие только в том, что пограничники — казахи. Далее мы спокойно доехали до моего отеля. Там остановиться у меня не получилось, слетела бронь. Я написал во все чаты, что нуждаюсь в помощи. Мне ответил парень-казах, поддержал и пригласил к себе. Я пожил у него три дня и уехал в отель. Хотя этот парень до сих пор меня зовет к себе хоть на месяц, очень добрый. Здесь почти все такие.

Сейчас подыскиваю себе квартиру, занимает много времени и сил. И безумно дорого. Есть ощущение, что будет еще дороже. Надеюсь, что-нибудь найду.

Русских очень много. В целом у меня район приятный. Цены на все адекватные, это радует. Пообщался с местным таксистом, поделился, что ищу квартиру, и он тут же начал обзванивать знакомых и родственников.

Пока планов нет, буду здесь ближайшие месяцы. Я занимаюсь SMM, работаю так же, как и в офисе, просто через «Телеграм» или Zoom. В общей сложности потратил примерно 30 тысяч вместе с переездом, жильем и едой. Накопления пока остались, небольшие, но контролировать бюджет сложно, пытаюсь разобраться.

«На переезд потратили совсем немного: бензин, ночлег, еда, вода в дорогу. Тысяч 15 на пять человек ушло»Фото: © Ольга Смольская, РИА «Новости»

«Местный житель пришел с корзиной, полной воды, шоколадками с надписью «Казахстан» и раздал нам»

Матвей, 23 года, переехал в Казахстан:

— Я планировал пожить за границей и раньше. Но уехать хотел в комфортные для проживания страны: Бали, Турция, Грузия. Не длительные переезды, конечно, на месяц. Хотелось почувствовать колорит и культуру, кайфануть. Мыслей «нафиг Россию» не было никогда, я Россию люблю.

Покинул страну, потому что не хочется на фронт ехать, абсолютно не хочется. У меня [в военном билете] стоит категория «В» — ограниченно годен. Срочной службе не подлежу. Думал, что меня не коснется. Но, когда увидел, что забирают таких, как я, и буквально на улицах раздают повестки, начал переживать (на самом деле в Татарстане не призван ни один человек, который не имеет опыта службы в армии, — прим. ред.). Постепенно напряженная обстановка внутри меня нарастала, и, когда достигла критического пика, я начал писать близким, друзьям и предлагать уехать в Казахстан. Сказал им, что, если все будет плохо, останемся там, будем в безопасности, нет — вернемся. Это некий спасательный жилет. Почему бы не позаботиться о своем будущем и не переехать? Все поддержали меня. В Астане много друзей, знакомых, да и просто город красивый.

Я работаю удаленно, моя сфера связана с онлайн-образованием, могу работать откуда угодно, территориальность не имеет значения. Работодателю сообщил, но у нас вся команда разбросана по миру, так что отрицательной реакции не увидел. Однако в нашей компании есть ребята, у которых работа не позволяет дистанционный формат, они сейчас ищут работу в Астане. В основном это те, кто занимается грузоперевозками и из отделов продаж. У одного из них нет личного бренда, и сейчас он ищет клиентов, чтобы быть с ними онлайн.

Для переезда мне не пришлось ничего продавать. Средства, к счастью, были. С жильем в Казани проблем не возникло. Жил с другом, снимали квартиру, просто нашли нового жильца. Взял с собой самое необходимое: ноутбук, зарядки, наушники, паспорт, «загранник» и права. Ну и, конечно, базовую одежду. Выезжая из теплой Казани, думал, что тут так же, и даже прогноз не посмотрел. Оказалось прохладно, буду теплые вещи докупать. Собирались с ребятами в спешке, так как боялись, что границу закроют. У товарища есть машина, загрузили все туда в течение дня и выехали 23 сентября. Пока ехали, думали над тем, чем заниматься в Казахстане и как поменяется жизнь. Обсуждали, что грустно, что вот так покидаем Россию.

Я не могу стать кейсом, у которого было много трудностей при миграции. У нас случился максимально комфортный переезд. Мы не стояли на границе по 8–12 часов, как остальные. Нашли КПП, где было в районе 30 машин, и смогли проехать границу всего за 3 часа. Конечно, были переживания перед пересечением границы с Россией — вручат ли повестку. Мы сильно нервничали. Но все прошло без особых проблем. На границе спросили: «Вы же знаете, что подлежите мобилизации?» Мы ответили, что знаем. И все, даже «военник» не спрашивали, будто бы для галочки уточнили.

Никакого нервоза на КПП не было, особо не общались. Все в машинах сидели. Тихо было. Солидарности и улыбок со стороны мигрантов не замечал, все были уставшими и на легком нервозе. Все переживали, что будет на пограничном пункте и что скажут сами пограничники, которые сидят в своей комнате и пробивают в ноутбуке что-то, глядя на паспорт. Если бы не пропустили на этом КПП, поехали бы на другой. Если бы и там не пропустили, поехали бы в удаленный городок и скрывались там.

Путь занял чуть больше трех дней. У нас один водитель был, много останавливались, чтобы он отдохнул. Первую остановку сделали в Мензелинске в придорожном отеле. А вторую уже в Петропавловске (город на севере Казахстана — прим. ред.). Мест в гостиницах не было абсолютно. Объехали весь город и спустя два часа нашли отель, нас приняли. Был один свободный большой номер, нам очень повезло. На переезд потратили совсем немного: бензин, ночлег, еда, вода в дорогу. Тысяч 15 на пять человек ушло.

Мне очень помогли знакомые казахи, сняли для нас квартиру заранее, до нашего приезда. Приехали, заселились, и каждый занялся своими делами. Я начал искать места, где можно поработать и кофе попить в приятной обстановке. Живем в трехкомнатной квартире в центре. Хороший район, в доступе вся инфраструктура: торговые центры, банки, кофейни.

К русским здесь относятся доброжелательно. В подтверждение тому поделюсь таким случаем: стояли в очереди в билайн за симкой для связи около часа, очередь была человек 40. И местный житель, который стоял в этой очереди, пришел с корзиной, полной воды, шоколадками с надписью «Казахстан» и раздал нам. Большинство просто спрашивают: «Как дела? Откуда вы?»

Пришел как-то в кофейню, с бариста состоялся такой диалог:

— Русский?

— Да, русский.

— Откуда?

— Казань, Татарстан.

— О, свои люди!

С родственниками вообще смешно было. Я сказал маме уже в машине, когда ехал в Казахстан, что уезжаю. Ее реакция была такой: «Вау! Классно вам потусить, погулять. Привози сувениры». А отец у меня военный, он на пенсии. Топит за патриотизм и отдачу долга родине. Он сказал: «Мне стыдно за тебя! Уезжаешь в такой тяжелый для страны период». Отца я, конечно, понимаю. Но, похоже, донес до него мысль о том, что нужно уважать решения друг друга, что люблю его и не хочу терять в такие тяжелые времена. Он со мной согласился, поэтому общаемся с близкими без изменений. Живем, как жили, фокусируемся на своих делах.

Особо не общались с теми, кто тоже уехал. Но по соцсетям слежу — все хорошо у них, кайфуют, снимают квартиры. Больше всего в Казахстане и Турции. Ближайшие месяцы планирую зарабатывать деньги. Думаю переезжать либо в Турцию, либо в Грузию, либо сразу на Бали. Еще в начале года такую цель себе поставил.

«Турцию выбрали просто из-за билетов. Я всегда знал, что брать дешевый тур в простой отель выгоднее, чем приобретать билеты на самолет. Они стоили 500 тысяч на двоих. Тур на 6 ночей «все включено» мне обошелся в 240 тысяч: билеты, проживание, трансфер»Фото: © Павел Бедняков, РИА «Новости»

«На границе меня спросили: «Когда приобрел тур?» Я соврал, сказал, что за неделю до мобилизации»

Руслан, 30 лет, переехал в Турцию:

— За всю свою жизнь за границей я проводил максимум два месяца. Тогда и появились первые мысли о переезде. Они постоянно были в голове, так как в некоторых моментах в других странах нравилось больше, чем у нас. С точки зрения опыта мне понравилась Индонезия, попробовал бы пожить там.

Я не служил, но подумал: меня могли бы призвать. Я оказался в подвешенном состоянии, охватил страх. Уезжать было грустно, смотрел на своего кота, который остался в Казани, не хотелось его оставлять. Я переезжал с женой, она плакала постоянно. Приходилось быть на позитиве, будто бы чему-то радоваться. Позже состояние тревоги сменилось беспокойством и внутренним дискомфортом.

Было очень страшно, порой доходило до панического состояния. Я опасался 30 сентября. Думал, президент что-нибудь скажет и пути назад не будет. В итоге 28 сентября мы купили билеты в Турцию. Я оплачивал их, когда уже ехал по трассе в аэропорт.

Мы с супругой собрали все основные вещи: теплую одежду, документы, деньги. Определенного плана у нас не было, просто хотелось быстрее уехать. Турцию выбрали просто из-за билетов, было удобнее. До этого я там ни разу не был, только транзитом. Я всегда знал, что брать дешевый тур в простой отель выгоднее, чем приобретать билеты на самолет. Они стоили 500 тысяч на двоих. Было много вариантов перелета, но мы летели через Москву. Тур на 6 ночей «все включено» мне обошелся в 240 тысяч: билеты, проживание, трансфер. Думаю, если бы не сложившаяся ситуация, он бы стоил 40 тысяч.

В Турцию летело очень много людей. В Казани, по сути, было все как обычно, немного больше народу. А в Москве раза в 1,5 точно было больше. Я такого не встречал еще ни в одном аэропорту, несмотря на то, что уже посетил 41 страну.

На границе меня спросили: «Когда приобрел тур?» Я соврал, сказал, что за неделю до объявления мобилизации. Даже сидя в самолете не удавалось успокоиться. Некоторых снимали с рейса, проверяли их данные повторно. Обстановка в самолете была очень нервной, я постоянно проверял новости.

Близкие очень плакали, переживали. Мои родители привыкли к постоянным переездам, а у жены другая ситуация, тяжело отпускали.

По приезде мы были сильно уставшими, особенно после ночи на нервах. Мы с женой не выспались, да и летели неудобно, так как чартерный самолет. После — два часа на автобусе, а далее ужасный отель. У супруги на следующий день день рождения был, а настроения не находилось совсем. Сейчас уже поспокойнее, мы наконец отдохнули.

Там, где мы живем, русских особо нет, а местные реагируют спокойно. Я не заметил чего-то необычного. В Грузии обстановка, кажется, намного хуже, там проукраинские настроения, и все русские чувствуют себя изгоями.

Я работаю в сфере ресторанного бизнеса. Как собственник и директор в одном лице, думаю, эта ситуация повлияет на мое дело. Считаю, что я сейчас в точке роста, так как любой выход из зоны комфорта — это точка роста. Я даже благодарен такой ситуации. Это толчок, чтоб понять, как открыть бизнес за границей. У меня сейчас нет возможности быть внутри бизнеса, к сожалению, но есть возможность посмотреть на него со стороны. Однако, конечно, стало сложнее, надо за всеми уследить, работы стало в разы больше. Нужно и обустроиться тут, и параллельно по-новому смотреть на свой бизнес. Не успеваешь за всем угнаться.

Мне бы хотелось побольше мест посмотреть здесь, я бы в Европу слетал. А вообще, хочется до конца успокоить нервы и наконец где-то осесть.